Уничтоженные самарские заводы. №6. Завод клапанов: «месть» археологов

Предприятие из-за непонятной выгоды уничтожили абсолютно бессмысленно – ничего вместо него не построили, почти 500 сотрудников остались без работы, десятки миллионов налогов потерял бюджет.

В СССР и России Самарский завод клапанов являлся одним из крупнейших производителей клапанов и толкателей к карбюраторным, инжекторным и дизельным двигателям. Изделия предназначались для  гражданской, военной и сельскохозяйственной техники. Производимые на заводе клапана имели множество модификаций и подходили к широкой номенклатуре техники.

Первая очередь завода была запущена 25 апреля 1932 года на базе одной из мастерских «Трактороцентра», тогда производство представляло собой специализированное предприятие «Ватозапчасть» Всесоюзного государственного треста запчастей Наркомата тяжелой промышленности. Ежегодный выпуск продукции оценивался в 1,5 миллиона рублей. Первыми изделиями завода были: поршневые пальцы, валики вентилятора, валики коробки скоростей. Позже предприятие освоило выпуск шатунных болтов и клапанов. Запасные части предназначались для тракторных и комбайновых двигателей.

В 1934 году предприятие переименовали в Средневолжский завод «Трактородеталь», в 1936 - в Куйбышевский завод клапанов «Автотрактордеталь». На момент 1937 года на предприятии трудилось около пятисот человек, после этого завод несколько расширений и модернизаций.

В период Великой Отечественной Войны завод выпускал осколочные и противотанковые мины и сопла для реактивных снарядов. В послевоенное время стал единственным предприятием, выпускающим клапана для всех тракторных заводов Союза. В 1970-м завод переименовали в Куйбышевский завод клапанов.

Выпускаемая заводом продукция относилась к ответственным и высоконагруженным деталям. Всего на начало 90-х годов, завод производил 27 типоразмеров впускных и выпускных клапанов. 9 видов шатунных болтов. При этом качество продукции постоянно совершенствовалось. Завод так же выполнял оборонные заказы. Изготавливал клапана для армейских КАМАЗов.

В 1993 году было проведено акционирование завода. Постановлением Администрации Самарского района Самары №58-П зарегистрировано открытое акционерное общество «Самарский завод клапанов». Основным владельцем стал известный самарский бизнесмен Алексей Леушкин.

В период с 1989 по 1994 год в связи с изменениями геополитического и экономического характера произошел резкий спад объемов производства, снизились объемы потребления клапанов и шатунных болтов для тракторных двигателей. К 1994 году объемы выпуска продукции снизились по сравнению с 1989-м практически на 85 процентов. Но завод удалось сохранить - руководству компании смогло переориентировать производство на завоевание новых рынков. Уже к 1998 году объемы выпуска продукции выросли почти на треть.

В начале 2000-х на предприятии открывается цех-лаборатория, где опытными партиями выпускаются совершенно уникальные клапаны для любых типов двигателей, которые еще только разрабатываются конструкторами моторных заводов. В «нулевые» годы на заводе была проведена автоматизация производственных процессов, закупили новое оборудование, штат укомплектовали высококвалифицированными специалистами. По данным из открытых источников, в нулевые годы предприятие продавало продукции до 500 млн рублей. По этому показателю завод входил в ТОП-100 по Самарской области.

Первые иски о несостоятельности предприятия начались в конце 2010 года. Завод клапанов задолжал налоговой службе порядка 55 млн руб. В конце 2014 года Самарский завод клапанов был признан банкротом. Производство закрыли. Часть оборудования раскупили, часть сдали в чермет. Эксперты обращают внимание на вопиющее бездействие властей региона в ситуации с заводом клапаном. Чиновники не оказали никакой помощи предприятию – например, с реструктуризацией долгов, чтобы оно их вернуло, продолжило платим людям зарплату и налоги в бюджет. «К сожалению, куда проще было сразу грабануть завод - забрать миллион, а уничтожить на сотни миллионов», - сожалеют специалисты.

Вскоре появилась информация ради чего, собственно, уничтожали завод.  Сначала на территории бывшего предприятия планировали построить торговый центр, затем - жильё бизнес-класса. Однако реализовать такие алчные планы новым владельцам участка из «ТОП-Строй» не удалось. В дело неожиданно вмешались … археологи. Дело в том, что учёные-историки считают: именно здесь в 1586 году князь Григорий Засекин построил первую крепость Самары. Следовательно, есть шанс найти её руины.

В 2018 году фирма «ТОП-Строй» подала в суд иск против регионального правительства. Бизнесмены требовали признать недействительным проект планировки территории исторического центра. По их словам, через земельные участки, которыми владеет компания, проходят красные линии, и строить здесь ничего нельзя. Судебные разбирательства продолжаются до сих пор. Таким образом, завод ради непонятной выгоды уничтожили абсолютно бессмысленно – ничего вместо него не построили, почти 500 сотрудников остались без работы, десятки миллионов налогов потерял бюджет.

Поделиться в соцсетях
 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТРК ТЕРРА

Наименование СМИ: Медиапортал "ТЕРРА". Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-75404 от 01.04.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Статус свидетельства: действующее. Форма распространения: сетевое издание. Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны. Язык: русский. Учредитель: АО «Телерадиокомпания «ТЕРРА». Главный редактор: Курдов Евгений Александрович. Контакты: 443090, Самарская обл, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44А, 5 этаж, (846) 341-11-04, seo@trk-terra.ru.

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ 16+